Понедельник, 06 Март 2017 18:09

Масаева Лидия Каншаубиевна

Масаева Лидия Каншаубиевна, «Заслуженный учитель» КБР, учитель биологии МКОУ СОШ№1 г. п. Чегем.

Автобиография.

В 1967 году я начала свою трудовую деятельность в Аргуданской средней школе №1 после окончания Нальчикского педагогического училища. Конечно, я уже в том возрасте, когда осмысливаешь свою миссию, свое предназначение в жизни, выполнено ли оно. Не мне судить. Но у меня сложилось за этот период свое понимание. Действительно человек живет от понимания к пониманию. И это не утверждение истины, не желание навязать свое мнение кому-то. «Я так понимаю суть вещей» - как говорит Симон Соловейчик в своей «Последней книге». Может это понимание пригодится другому.

Итак, жизненная позиция человека интенсивно продолжает формироваться в школе (после семьи). Я пронесла через свою жизнь как яркое событие годы учебы в Аргуданской средней школе №1. Ярчайшие учителя, которые нас обучали, впоследствии стали для меня идеалами и вели к выполнению своей миссии в педагогике. Попросту говоря, во многом я им подрожала. Затаив дыхание, мы слушали объяснения учителя географии Арахова Х.З. Кроме карты и указки у него ничего не было на уроке: ни телевизора, ни компьютера, ни каких-либо других средств, а как он образно рассказывал о водопадах, о ландшафтах Австралии. Запомнили на всю жизнь Налоеву К.М., Долова Х.М., Мальбахова Х.И., Скибо А.В., Скибо О.В. (учила нас, сельских детей, бальным танцам). А вот роль классного руководителя в жизни каждого ученика трудно переоценить. После окончания КБГУ к нам в 7 класс «Б» направили учителем русского языка и литературы и классным руководителем Гедгафова Бориса Мухамедовича (ныне редактор детского журнала «Нур»). Человек неординарный, его сильное одухотворенное влияние на нас, детей, обнаружилось сразу. Впервые я стала отличницей учебы, наш класс стал дружнее, появилось общее дело: Борис Мухамедович тогда писал историю Аргудана, в которое он нас вовлек. Запомнилось его утонченная манера читать стихи. На первом же его уроке до знакомства с нами, учитель прочитал наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Прием незаурядный . У нас сразу сложилось благоприятное впечатление о нем. А далее общение было легким. Нам было интересно все, что его касается. К тому времени (1961 г.) появилось в журнале «Уlащхьэмахуэ», если не первое, то одно из первых его стихотворений «Нанэ». И мы читали, передавая из рук в руки. Нам было интересно. Мы восхищались. Вот что значит духовное воспитание! Он помог нам понять, что такое красота. Оказывается, кругом много красоты, а мы не все замечали. Борис Мухамедович не читал нам лекции о красоте. Помнится, мы были на репетиции бального танца, и наш классный руководитель зашел к нам в зал. Аккордеон лежал на стуле, он присел на корточки и стал гладить его, восхищаясь искренне: «Какая красота!». Коли этот предмет, который издает красивые звуки да еще внешне красив, значит и другие вещи тоже могут быть красивыми. И мы стали присматриваться ко всему, что нас окружает и спорить, что красиво, а что нет. Общение с этим замечательным человеком многое предопределило в моей профессии и складывалось мое понимание, что личность учителя здорово влияет на формирование души подростка, и я узнала это не только из учебников педагогики, за что благодарна судьбе.

Поступив в педагогическое училище, продолжается мое образование под влиянием красивых, подтянутых, любящих свою профессию учителей: Бицуев Г.М., Аришина З.П., Устюжанина Г.Ф., Черкесова Г.Н., Кертиев Н.Н., Кертиева Ш.Ш., Сало Г.М., Ахметова Л.Т. Бесспорно, что мы закончили учебное заведение подкованными методиками преподавания благодаря им. Здесь усиленно работали над общим развитием студентов. Нас научили играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать (я была солисткой национального танца), заниматься рукоделием. Большое значение придавали спорту (я числилась в первой десятке спортсменов, играла в сборной волейбольной команде, тренер Сало Генадий Михайлович)

По окончании училища мне пишут характеристику: умна, честна, справедлива, рассудительна. И с этой характеристикой я и поступила на работу.

Может быть, мне авансом дали такую оценку, но здесь главное то, что я была запрограммирована и видимо подсознательно пыталась соответствовать этому. Мое понимание: очень важно заложить в человеке в молодом возрасте положительную программу, под влиянием чего у него в дальнейшем складывается собственная точка зрения, формируется жизненная позиция. Я так думаю, что впоследствии все это помогло мне включиться без напряжения в трудовую деятельность. После окончания педагогического училища меня принимает на работу в Аргуданскую школу, уже директор, что символично, мой любимый учитель Гедгафов Б.М. Первая фраза, которую он сказал: «Вы были хорошей ученицей, а теперь посмотрим, какой будете учительницей». В психологии это называется социальным ожиданием. Произнеся эту фразу, как руководитель, он попал в десятку, я нацелилась оправдать это ожидание. В первый же год стала работать по методике Л. Куготова. Посетив мои уроки, Борис Мухамедович не скупился на похвалу и дал первое поручение: выступить на общешкольном родительском собрании.

А педагогический коллектив, где я работала, был настроен на творческую волну. Такие учителя как, Налоева К.М., Бацуев Т.Х.- он же завуч, Маламусов Х.Х., Жилетежев С.Х., Гунжафова Л.М., Катинова В.М., Татарова М.Л., Бегретов М.Х. были образцами для подражания. С ними было интересно общаться, и мы молодые учителя, бежали в учительскую послушать их умные рассказы, шутки, красиво завуалированные остроты. На одной такой «переменке» заходим в учительскую, а Жилетежев С.Х. (ныне писатель, кинорежиссер), учитель русского языка и литературы со свитком бумаги стоит в центре и с пафосом, театрально разворачивает свиток и читает: вызов во ВГИК на режиссерское отделение. Мы ахнули! В Москву! В престижный институт, где учились знаменитые актеры, чьи фотографии мы коллекционировали. Мы смотрели на него с завистью и с восхищением. Надо же было так изящно поделиться свой радостью с коллегами. Воттакие люди нас окружали. Теперь я понимаю: все имеет значение, все оставляет след в твоей душе, жизни и повезло тебе, если имел счастье встретиться с такими душевно богатыми людьми, как мои учителя и коллеги из Аргуданской школы.

Эти 4 года (с 1967 г. по 1971 г.) дали мне огромный духовный заряд. И это в самом сензитивном (восприимчивом) возрасте, что очень важно в любой профессии.

Хочется вспомнить и о жизни в университете, куда поступила сразу после окончания педагогического училища на биологическое отделение по заочной форме обучения. Правда здесь уже были другие взаимоотношения преподавателей и студентов. Но я скажу, что они научили нас добывать знания и отношению к учебе.

Парфеник («Введение в общую биологию») был «грозою» студентов. Читал свои лекции на первом курсе, а многие пересдавали его предмет на последних курсах. Зная это, я готовилась очень тщательно. Когда преподаватель объявил мне «4», я на радостях оставила зачетку и выскочила, пока профессор не передумает. А вот к Петровой («Дарвинизм») заходила трижды, она хладнокровно отказывалась ставить мне «3» или «4». Преподаватель вынудил меня получить «5». Что я хочу сказать: эти разделы биологии я преподаю с особым удовольствием и это благодаря «вредным», то есть требовательным учителям, которым теперь я очень благодарна. Некоторые из них, к сожалению, ушли из жизни, но учитель жив, пока живы его ученики.

Поменяв местожительство я оказываюсь в Первочегемской средней школе №1, где практически проходило мое становление как учителя, педагога, работаю здесь 38-ой учебный год. Опять я волею судьбы, оказываюсь в коллективе с высочайшей педагогической культурой. У меня была профессия, и бог предоставил мне жизненное пространство. Не могу не вспомнить замечательных учителей, и просто замечательных людей как Гурчева В.В., Добагова К.С., Тарасову О.В., Мамбетова Х.К., Гукепшокова А.Т. Гукепшокову Х.Т., Атабаева С.М., Назранова А.М., Шакова М.Т., Псунокову Ж.С.,

Саварцеву М.Ф., Татрокову Ф.М., Шибзухову Т.М., Ворокову Т.М., Гонова Х.М. и многие и многие другие. Эти учителя никогда не были сторонними наблюдателями: активно выступали на педсоветах, делились щедро своим опытом, анализировали трудные ситуации. А мы, молодые учителя впитывали весь этот позитив. Я восхищалась и удивлялась их начитанности и образованности. И многим я обязана этим учителям.

Впервые я почувствовала себя достойной их, когда завуч Гукепшоков Антемир Темботович похвалил меня на педсовете по поводу занятого 1 места моей ученицей на Республиканской олимпиаде в 1977 году по биологии. «Конечно,- сказал он,- Атабаева Люда одаренная ученица, все предметы хорошо знает, но Лидия Каншаубиевна смогла увлечь ее своим предметом (тогда все предметы сдавали в один день). Впоследствии Атабаева Люда окончила МГУ биологический факультет. Сейчас работает и живет в Москве. Из этого же класса Мафедзова (Бифова) Ира закончила биологическое отделение КБГУ. Ныне зав. Детским садом в г.Баксане. Что и говорить класс был сильный (классный руководитель Шакова Раиса Таловна). Два года подряд Атабаева занимала призовое место, а на третий Лутовинова Таня занимает в республике 2 место, и в четвертый год Гелястанов Аслан занимает 3 место. В итоге меня награждают впервые Грамотой Министерства в 1980 году за хорошую подготовку школьников к олимпиаде. То есть нашу работу замечали, отмечали, нас поддерживали, направляли коллеги, администрация. И мы с утроенной силой продолжали участвовать в творческой жизни школы: открытые уроки, доклады, выступления, конкурсы, незабываемые предметные вечера, КВН-ы. Мое понимание: если даже ты семи пядей во лбу, не будь в сензитивном возрасте творческого окружения, не будет у тебя никакого успеха. Накопительный период у меня прошел в окружении сильнейших педагогов и это не могло не повлиять на мое становление.

Не могу не вспомнить и о другом этапе моей деятельности. На одном из августовских совещаний с высокой трибуны говорят, что 1-ая школа на своем пришкольном участке выращивает бурьян (заведующая участком заболела). Апсова Раиса Алиевна, завуч школы, биолог, уговаривает меня взять участок под свою ответственность (сразу после декретного отпуска). Что делать, соглашаюсь, с маленьким - то ребенком на руках. Я просто не могла отказать этому человечному человеку и просто талантливому педагогу. Через год, два учебно-опытный участок оказывается в числе образцовых. И не только моими усилиями. Выручала взаимопомощь окружающих нас людей: коллег, друзей, родственников. Свободные учителя от уроков по своей воле, никто их не принуждал, просто помогали, каждый старался внести в дело свое умение. Особенно, Раиса Алиевна как биолог. А вот Мамбетова Тамара Хамтутовна, преподаватель немецкого языка, проявила особую виртуозность в земледелии. Выращивали редкие сорта овощных культур по всем правилам эксперимента. Семенами, рассадой помогал двоюродный брат, Маремкулов Мартин, окончивший Московскую Темирязовскую с/х академию, работал зам. директора совхоза «Нальчикский» и знал толк в этих вещах. А для школы и тогда было трудно, что-либо доставать. Работая на участке, мы дали детям понять, что физический труд и умственный труд неразрывно связаны. Учили детей коллективному труду, помогали ощутить красоту физического труда, работали с удовольствием. Ребята сами реализовывали прямо во дворе школы продукцию (покупали в основном учителя, поддерживая наш «бизнес»). На вырученные деньги приобрели полированный шкаф-стенку (5м.) для наглядных пособий, по тем временам это было роскошью. Да и сегодня он выглядит как новенький. Один курьезный случай. В первые месяцы моей работы на участке из-за плохой ограды здесь паслись соседские козы, о чем я неоднократно говорила и сторожу и с директору, Алоеву Касиму Гузеровичу. Оба твердили: делают все, что от них зависит, и не могут там козы пастись. Но вот в один воскресный день, проезжая мимо школы, вижу, козы пасутся на грядках. Я пулей влетела в школьный двор и направилась к калитке. Но откуда не возьмись, меня опередили сторож, бежавший впереди, а за ним директор, почему-то оказавшийся в воскресенье в школе, выгонять коз. Позже они признались: увидев мое лицо издалека сразу все поняли и быстро среагировали. Часто потом мы с юмором вспоминали этот эпизод на наших корпоративных встречах. Начинал всегда Касим Гузерович, а наши бывалые юмористы продолжали: ну-ка рассказывай, как ты организовала очную ставку коз, сторожа и директора. Вскоре появилась отличная ограда, и дело было спасено. Мое понимание: учитель должен сам гореть идеей, замыслом, словом, увлечен работой, чтобы зажечь и других..

Биологический кабинет тоже был одним из лучших в районе. Мне дают классное руководство в классе, от которого все отказывались. Почти месяц я не приступила к своим обязанностям, я тоже отказывалась, просто боялась. Дети из этого класса на ходу ребром ладони выбивали розетки, дверные ручки и т.д. Как тут не бояться в молодом возрасте. Все-таки начала работать и в конце 1 четверти вынесли на педсовет вопрос о проделанной работе. «Оппозиция», в хорошем смысле, «наехала» на меня, что ничего не изменилось, дети продолжают шустрить. Тут же я горой встала на сторону детей и стала оправдывать их. Вот так у них все сложилось, и ведут себя плохо. Словом, после «мучительных» раздумий решила воздействовать на своих воспитанников эстетикой. Красиво оформить классное помещение, может тогда не будут ничего ломать и это их успокоит. Воздействовало. В отчетных докладах уже звучал класс как один из лучших. Традиционный кабинет продолжали оформлять и наполнять содержанием. Сейчас с нами работают выпускники этого класса и с ностальгией вспоминают об этом «оазисе».

К слову. Сейчас рядом со мной работают 16 моих коллег, кого я обучала в те или иные годы. Следует подчеркнуть, что они были лучшими учениками в школе.

Дети гордились своим классом, как своим родным домом. И вообще, мы все так увлеклись и дети, и я, и родители, что тащили все из дома в школу. Помнится, даже моя мать подключилась к этому процессу. Приезжаю домой, а она мне дарит красочный настенный календарь с репродукциями картин о природе: «Для твоего класса». Оказывается, обменяла на ветошь, ведь книжная продукция тогда была большим дефицитом. Поистине «Красота спасет мир». Колоссальные деньги, по тем временам, тратили родители на оборудование биологического кабинета, и сейчас кое-что сохранилось от того времени, но никто никогда не жаловался на меня в райком партии. Если родители видят, что деньги тратятся по назначению, и есть результат, они построят для своих детей «хрустальный дворец», как говорится.

Когда был накоплен определенный опыт, меня заметили и пригласили в район методистом. После 5-ти лет работы там, я перешла в школу. Меня больше привлекала «живая работа» в ней.

В 1987 году назначили руководителем районного методобъединения учителей биологии Чегемского района. Зав. методическим кабинетом Шанова Р.С. разъяснила нам наши задачи, и мы приступили к работе. Нас возили по школам оказывать методическую помощь учителям на месте. Но, оказывается, недостаточно было просто анализировать чужие уроки и давать умные рекомендации, надо было нам, методистам, самим показывать уроки в незнакомом классе. Учитель мог бы сказать:попробуй ты сам дай урок, советовать легче. Вот мы и показывали. Конечно, мы готовились к таким выездам тщательно. Изучали методическую литературу,педагогический передовой опыт, психологическую литературу. К литературе такого порядка у меня был выработан определенный вкус. Я умела подбирать нужный материал , благодаря моей младшей сестре, которая закончила Московский педагогический университет по специальности психология (ныне кандидат психологических наук). Со времен ее учебы в Москве у нас было пристрастие к изучению недоступной тогда литературы по психологии, лекций известных авторов учебников и не только российских, литературу по школоведению, инспектированию и т. д. Все это помогало мне многое

объяснять себе в профессиональном смысле. Вот так вот один к одному складывается мое педагогическое видение. Научилась обобщать и описывать свой опыт, появились у меня печатные статьи, методические пособия, отражающие педагогические технологии,
пропущенные через свой опыт. Показывала на семинарах впервые в районе нестандартные уроки: пресс- конференцию, научную конференцию (с участием доктора медицинских наук Ельгарова А.А.), об этом уроке писала газета «Голос Чегема». Особенно сложным оказался интегрированный урок «Человек - высшая ценность природы «общества» объединивший историю, литературу и биологию. Основной задачей трех учителей Гукепшокова А.В., Гелястановой А.Л. и меня было на одном уроке найти и показать точки соприкосновения трех, казалось бы, противоположных предметов на методологическом уровне. Это сложнее, чем обычный межпредметный уровень интеграции предметов. Присутствовавшие учителя стали затрудняться в анализе. Ведь форма и содержание урока совершенно новые. Стали, отмечать какой предмет хуже или лучше знают дети. Тогда вступился зав. районо Таашев Х.З. , «Заслуженный учитель», знающий и понимающий школу изнутри. Проанализировал так, что разложил наши замыслы по полочкам. Ценность урока была поднята высоко. «Я видел интегрированный урок в Москве, но этот урок во многом превосходит тот»- сказал он.. Какая же я везучая, что в такой сложный момент появляется человек, который проясняет ситуацию. Во время и к месту сказанное слово предопределяет дальнейший ход событий в твоей жизни. Когда учитель выступает в роли автора урока публично, это что-то сокровенное и отрадно когда тебя понимают между строк (этот урок я опубликовала в методическом сборнике «У опыта лицо его владельца» ИПК 1997 г., г.Нальчик). На жизнь нашу влияют иногда такие эпизоды, о которых, как нам кажется, мы не помним.

Мое понимание: учитель в первую очередь обучает наукам, но трансформация знания неминуемо сопровождается воспитанием. Помимо всего прочего воспитывает школьников отношение учителя к своей работе: с любовью, с увлечением он делает свое дело и только через это приходит настоящая любовь к детям и настоящее сотрудничество. И только такое воспитание результативно. Это и есть, по-моему, воспитывающее обучение. Обучающее воспитание стоит чуть ниже от первого. А вот призывы, лозунги типа « детей надо любить» не имеют должного воздействия.

Как человек, проработавший в управленческой команде школы много лет, я скажу, что есть много учителей, имя которых не на слуху (это зависит от многих факторов), а работают тихо, ровно, беззаветно преданно своему делу, а значит и детям. Говоря современным языком, «не раскрученные», но имеют результат. В воспитывающее обучение такие учителя, на мой взгляд, вносят неоценимый вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения.

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all