Предотвращение самоубийств среди молодежи: факты и советы

Суббота, 01 Февраль 2020 18:38

1. Самоубийство среди молодежи-это серьезная проблема. Самоубийство является одной из главных причин смерти среди молодежи школьного возраста. В 2015 году примерно 18% девятиклассников всерьез задумались о самоубийстве, причем 9% сделали попытку один или несколько раз.

 

2. Самоубийство можно предотвратить. Молодежь, которая подумывает о самоубийстве, обычно подает предупредительные знаки о своем горе. Самое главное - никогда не относиться к этим предупреждающим знакам легкомысленно и не обещайте держать их в секрете.

 

3. Факторы риска самоубийств. Некоторые характеристики связаны с повышенным риском суицида включают в себя::

  • Предыдущая попытка самоубийства
  • Изоляция и одиночество
  • Не суицидальные самоповреждения (например, резка тела)
  • Психические заболевания, включая депрессию, расстройства поведения и злоупотребление психоактивными веществами
  • Семейный стресс / дисфункция
  • Семейная история самоубийства
  • Наличие огнестрельного оружия в доме
  • Ситуационные кризисы (например, издевательства и притеснения, серьезные дисциплинарные меры, смерть близкого человека, физическое или сексуальное насилие, разрыв отношений / дружбы, насилие в семье, самоубийство сверстника)

 

4. Предупреждающие Знаки О Самоубийстве. Большинство суицидальной молодежи демонстрируют заметное поведение, сигнализирующее о суицидальном мышлении:

  • Суицидальные угрозы в форме прямых (например, "я собираюсь покончить с собой") и косвенных (например, "я хотел бы заснуть и никогда больше не просыпаться") утверждений
  • Предсмертные записки и планы (включая публикации в интернете)
  • Принятие окончательных мер (например, раздача собственных ценных вещей)
  • Поглощенность смертью
  • Изменения в поведении, внешности, мыслях и/или чувствах

 

5. Существуют защитные факторы, которые могут уменьшить воздействие факторов риска. Они могут включать в себя поддержку семьи и сверстников, школьную связь, здоровые навыки решения проблем и легкий доступ к эффективным медицинским и психиатрическим услугам.

 

6. Школы играют важную роль в предотвращении самоубийств среди молодежи. Дети и молодежь проводят большую часть своего дня в школе, где заботливые и обученные взрослые могут помочь им. Школы нуждаются в обучении персонала по охране психического здоровья и четких процедурах выявления и оказания помощи учащимся, подверженным риску суицидального поведения.

 

7. Весь школьный персонал должен работать над созданием условий, в которых учащиеся чувствуют себя в безопасности. Члены школьных групп по психическому здоровью и кризисным ситуациям отвечают за проведение оценки риска самоубийств, предупреждение/информирование родителей, предоставление рекомендаций и направление их в общественные службы, а также зачастую обеспечивают последующее консультирование и поддержку в школе.

 

8. Никогда не игнорируйте и не держите информацию в секрете. Сверстники не должны соглашаться держать суицидальные мысли друга в секрете и вместо этого должны рассказать взрослым, таким как родитель, учитель или школьный психолог. Родителям следует как можно скорее обратиться за помощью к школьным ресурсам в области психического здоровья. Сотрудники школы должны отвезти учащегося к назначенному специалисту по психическому здоровью или администратору школы.

 

9. Получите немедленную помощь, если угроза самоубийства кажется серьезной. Позвоните по телефону скорой помощи.

Константин Дмитриевич Ушинский

Суббота, 21 Сентябрь 2019 13:16

          Родился Константин Дмитриевич Ушинский в Туле в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.

          В трактире «Великобритания»  студенты образовали свой кружок. Константин выделялся в нём самостоятельностью мысли. В те годы в России преклонялись перед Наполеоном Бонапартом и Вольтером, а Ушинский с лёгкостью указывал на слабые места или промахи кумиров тогдашнего образованного класса.  

          Переворот в педагогических воззрениях Ушинского произвели несколько номеров американского журнала «Athenaeum», присланные ему на перевод. По его собственным словам, ознакомившись с материалами журнала, он не спал несколько ночей. Свою педагогическую доктрину Ушинский изложил в трёх программных статьях — «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» и «Три элемента школы» — изданных в 1857 — 1858 годах.

БИОГРАФИЯ

  • В 1835 году он был зачислен сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии.
  • В 1840 году гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Грановский и профессор философии государства и права Редкин.
  • После блестящего окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.
  • В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук ярославского Демидовского лицея по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов.
  • С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости».
  • В 1848 году после череды революций в Европе российские власти ужесточили проверки. В частности, от преподавателей высшей школы потребовали готовить тексты лекций и утверждать их у руководства. Ушинский счёл это неприемлемым и уволился из Демидовского лицея. После столь громкого поступка Константин не смог получить даже место уездного учителя.
  • Но он получил место в Министерстве внутренних дел. Служба в Департаменте иностранных вероисповеданий была необременительной — у него было время для изучения английского языка и написания статей в журналы. Свою педагогическую карьеру Константин Дмитриевич начал в Гатчинском сиротском институте. По протекции своего бывшего начальника в Демидовском лицее его приняли преподавателем законоведения и словесности.
  • В 1859 году К. Д. Ушинский был назначен директором Смольного института, который тогда был помесью закрытого пансиона (воспитанниц не отпускали даже на каникулы) со средней школой. Это формальное повышение на самом деле было ссылкой — Смольный институт был закостенелым учебным заведением, никак не отвечавшим духу времени даже по меркам правительства.
  • В своей небольшой квартире на окраине Петербурга Ушинский регулярно проводил «Педагогические четверги» — собрания, на которых учителя со всего Петербурга обменивались опытом.
  • Книга «Детский мир», изданная Константином Дмитриевичем в 1861 году стала бестселлером. 
  • Константин Дмитриевич после трёх лет работы был вынужден уволиться из Смольного из-за доноса противников изменений. Отставку оформили как командировку за границу для изучения опыта с сохранением денежного содержания. Такие командировки в те времена означали возможность развеяться за казённый счёт, однако Ушинский в течение пяти лет действительно изучал педагогический опыт и изучал положение женщин в зарубежных странах. В Германии он познакомился и подружился с выдающимся врачом Николаем Пироговым. Итогом изучения Ушинским педагогики стал двухтомник «Человек как предмет воспитания», издание которого было завершено в 1869 году.

       

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

 

       Педагогика, по Ушинскому, должна стоять на фундаменте обширного круга антропологических наук, к которым были отнесены анатомия, физиология и патология, психология человека, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история. В этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность "свойств предмета воспитания, т.е. человека". На особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом Ушинский разделял тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом.

Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как более существенные и важные, "чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями". Ушинский разделял установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания: "Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек". 

 

       Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитывающую. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе и обществе, вторая – формирование миросозерцания, убеждений.

           Процесс обучения рассматривался как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками через напряженный труд ("учение есть труд"), который требует значительных волевых усилий: "Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли". Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов. Кроме того, существует ряд других условий:

  • связь "не с курьезами и диковинами", а с жизнью;
  • обучение в гармонии с природой ребенка (нельзя учить ранее, "чем он созрел для ученья");
  • преподавание на родном языке;
  • постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении ("не давать им засыпать"). 

      Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя.

Первая стадия – доведение знания до определенной системы. Она включает последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление, выработку предварительных понятий; приведение этих понятий в систему.
Сущность второй стадии заключается в обобщении и закреплении приобретенных знаний и умений.


        Процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах – условиях:

1) сознательности, ясности и самостоятельной активности, когда происходит "переход от незнания к знанию, возбуждается самостоятельная работа головы учащегося";

2) наглядности (обучение на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками, с использованием в качестве основных наглядных средств натуральных предметов, моделей, рисунков);

3) последовательности, постепенности;

4) доступности, т.е. "отсутствии чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости";

5) прочности, твердости усвоения (ведущий способ – повторение: попутное, пассивное и особенно активное, когда ученик "воспроизводит самостоятельно следы воспринятых ранее представлений").

 

        Ушинский поддерживал общемировую традицию классноурочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы:

1) стабильный состав учащихся в классе;
2) твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию;
3) занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и пр.). В процессе урока в нужных случаях предлагалось изменять его направление.

 

       Подготовка и проведение урока, считал Ушинский, требуют педагогического мастерства и предварительной тренировки: "Сколько обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок тридцать или сорок еще не окрепших рассеянных детских голов". Основными требованиями к проведению урока были следующие: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Учение, построенное на прочном и сознательном усвоении предыдущего, Ушинский сравнивал с ростом здорового дерева, которое с "каждым годом приобретает новые ветви".

 Непременным дополнением к классно-урочной работе Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы. Навыкам такой работы детей нужно учить. Под домашним заданием понималось продолжение начатого в классе учебного процесса (домашние уроки). 

       Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Однако Ушинский предостерегал от формализма и стремления добиваться исчерпывающего результата: "Дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания... Практически... применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника". 

      Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности обучения родному языку. В работах "Родное слово", "Детский мир" и других дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагательный метод. 

       В общей дидактике Ушинского просматриваются два типа принципов и идей: универсальные и более частные. К первым можно отнести идеи синтетического и аналитического преподавания. К более частным принадлежит теория таких методов обучения, как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и пр. 

К методам устного изложения причислены следующие:

  • догматический, или предлагающий;
  • сократический, или спрашивающий;
  • эвристический, или озадачивающий;
  • акроаматический, или излагающий.

Например, сократический метод трактовался как "перевод механических комбинаций в рассудочные" и предназначался особо для систематизации полученных знаний. Акроаматический метод, напротив, как приобретение нового знания в первую очередь через слово учителя, когда его мастерский рассказ "врезается легко в душу дитяти и так же легко сю воспроизводится".

Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию,

которую он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты.

        Ушинский охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества. Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа выделялась "патриархальная нравственность" – вера в правду и добро. 

       Раскрывая подробнее идеал воспитания, Ушинский особенно обращал внимание на патриотизм как результат осознания интересов, истории и культуры своего отечества. Детям младшего школьного возраста сведения об истории и трудовой жизни русского народа предлагалось давать через образцы фольклора, например пословицы. Говоря о воспитательном значении пословиц, Ушинский называл их "зеркалом русской народной жизни" и утверждал, что "ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц". Трудолюбие формируется, полагал Ушинский, при постоянном участии детей в посильной работе ("праздность – мать всех пороков"). Эстетическое начало следует развивать с помощью природы и искусства. Учебный материал всегда содержит потенциал воспитания прекрасного: "...во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник". 

       Школьный учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник. Он подобен "плодотворному лучу солнца для молодой души". Основной инструмент учителя – обучение. "Главное достоинство... преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом". Подчеркивалось, что нельзя навязывать нравственные убеждения и вносить их в детскую душу, не совершая над ней насилия. 

       В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания – отказ от педагогики страха, наград и наказаний. Он предлагал воспитывать в атмосфере здравомыслия и гуманности: "В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность". 

       Важным способом нравственного воздействия Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Одни лишь моральные сентенции, полагал Ушинский, "готовят лицемеров". Наказания он считал крайними средствами, лекарствами. Предпочтение отдавалось профилактике: замечания, снижение отметки за поведение. Поощрения рекомендовалось использовать весьма осторожно. Отвергались материальные награды и признавалась польза нравственного поощрения: "Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано".

Куготов Лель Тембулатович.

Четверг, 05 Сентябрь 2019 13:44

Очерки о народных учителя СССР. 

Куготов Лель Тембулатович - педагог-новатор, заслуженный учитель КБР, РСФСР, кавалер двух орденов Ленина, автор более 50 учебников и методических пособий. Легенда образования Кабардино-Балкарской республики.

Первому всегда трудно. 

Начинался новый учебный год. Пятый по счету в учительской жизни Леля Куготова. Лель встречал его в родной школе. Здесь ему был знаком каждый уголок. Не было половицы, по которой ни ступала бы его нога.

Лель шел по широкому, прохладному коридору. Останавливался у классных дверей, прислушивался. Он узнавал голоса своих бывших учителей и вспоминал с удовольствием, как хвалил его за сообразительность математик, как любила послушать его чтение пожилая учительница литературы. Теперь Лель сам учитель. И у него есть любимые ученики, умные, трудолюбивые ребята. В любой вуз поступят. Но, к сожалению, такие далеко не все. И не их в том вина...

Поскрипывают под ногами старые половицы. Лель прохаживается по коридору. Вслушивается, как живет, дышит школа. И к биению собственного сердца прислушивается Лель.

В третий раз останавливается Лель возле директорского кабинета, а войти не решается. Все обдумано и взвешено. Но где-то в глубине сознания копошится червоточина сомнения. Ее нужно прогнать, уничтожить. Лель, неужели ты сомневаешься в себе? Иди же, иди!.. Лель, наконец, переступает порог кабинета.

Мухаб Алиевич Камбиев как будто ждал Леля. Молодой учитель скромен и застенчив, а сегодня вдобавок и волнуется. Директор ободряет его дружеской улыбкой старшего, все понимающего человека. Он усаживает Леля на старенький диванчик и сам присаживается рядом, показывая своей неторопливостью, что готов слушать гостя хоть целый день. Но Лель говорит не более трех минут и замолкает. Озадаченно молчит и Мухаб Алиевич...      

— Послушай, Лель, ведь ты человек с высшим образованием, специалист по родному языку.

— Да. Но я поступлю на факультет филологический, я буду знать русский в совершенстве.

— Ты не хочешь преподавать родной язык?

— Почему же?

— Значит, ты будешь вести начальный класс, родной язык в пятых-седьмых и еще учиться заочно?

— Да.                                                                 

— Но ты никогда не работал в начальной школе. Ты не знаешь особенностей работы с малышами.

— Я восполню этот пробел самостоятельно и с вашей помощью.

— Хорошо, Лель... Хорошо... Я посоветуюсь с заведующим районо, с нашим активом. Ты и сам понимаешь, что мы не можем взяться за новое дело необдуманно.

Камбиев посмотрел на Леля. Опустил Лель голову с пышной шапкой смоляных волос. Загрустил Лель. Словно нет за окном яркого солнца и брызжущей всеми красками золотой осени.

Рассмеялся Камбиев, обнял Леля.

— Перестань хмуриться. С твоим задором горы можно свернуть. Ты молод, а это главное. Я верю в тебя. Все будет отлично!

Ждать пришлось недолго. Камбиев вызвал Леля в кабинет и произнес торжественно и многозначительно:

— Принимай, Лель Тембулатович, первый класс. Учительница уезжает. Начинай творить. Вот тебе моя рука! — Камбиев не заметил, как перешел на привычный дружеский тон и протянул Лелю руку.

Это было осенью 1960 года.

Когда альпинисты поднимаются в горы, первым идет самый опытный, самый умелый. Первому всегда труднее. Ему, первому, преграждает дорогу обвал. Первого подстерегает пропасть.

Лелю тоже было трудно. Но отступать было некуда. За ним шли другие, повторяя его первые, не всегда уверенные шаги. Лель, впрочем, и не думал отступать. Он упорно карабкался к той вершине, которая называется педагогическим мастерством. Лель перечитал методички, посещал уроки учителей. По крупицам отбирал лучшее, обладая природным педагогическим даром, Лель не хотел жить только чужим умом. Он создавал и свое. Правда, это не бы ли еще система, она лишь намечалась тонкими штрихами.

Прежде всего больше говорить с детьми по-русски. Говорить на всех уроках, после уроков, на переменах, на экскурсиях – везде, где только возможно, Настойчиво заниматься словарной работой. На каждом уроке больше наглядности, это испытанный методический прием. Какое счастье, что он умеет рисовать! Готовые пособия не предусмотрены на все случаи жизни, но есть бумага, тушь, цветные карандаши, сиди рисуй себе хоть до рассвета. Мать подходит к двери комнаты, повздыхает— и все. На то она и мать, чтобы болело сердце за сына. Зато завтра Лель принесет в класс стопку рисунков. И уж он сумеет их использовать до конца.

Взять хотя вот этот. Мальчик с портфелем. Кажется просто. Но можно задать десятки вопросов по этому рисунку (Кто на картинке? Куда мальчик идет? Какой он?..). Можно поработать над предлогами (мальчик идет в школу, из школы, в руках у него портфель...). Можно пронаблюдать изменения слов (мальчик, мальчики...). Итак, развитие речи, наглядность, и... обыкновенная классная доска. Да, вскоре она пришла на помощь молодому учителю, стала его верной союзницей. Пришла она из Липецка, где учителя-новаторы сделали ее настоящим другом.

Так и в кабардинском селении Каменномостском вырастал мастер, складывалось новое в обучении детей. Сначала мало кто знал о Куготове. Но вот он перевел своих ребятишек в третий класс. И тогда о нем заговорили. Негромко, сдержанно. Мол, как бы не перехвалить, не переоценить. Были и осторожные люди, для которых незыблем принцип «поживем — увидим».

Куготов перевел детей без потерь в четвертый, затем в пятый. Сам он к тому времени вступил в ряды КПСС и перешел на предпоследний курс филологического факультета.

Лель идет к Мухабу Алиевичу Камбиеву и делится с ним новыми планами:

—  Я продолжу обучение своих детей в пятом классе. Докажу, что и в старших классах дети-кабардинцы будут владеть русским языком не хуже русских.

—  Понятно, Лель. Ты выпустил четвертый класс, теперь берешь пятый. Ты продолжаешь свой эксперимент. Я знаю, чего тебе стоил успех. Но в педагогике лишь многолетний опыт считается убедительным.

— Снова первый класс?

—  Разумеется,

— Я подумаю,

— Думай, Лель… Думай...

На августовских совещаниях о Куготове говорили в полный голос: знания его учеников основательны, уроки превосходны. Опыт Куготова может быть с успехом использован не только в национальной, но и в русской школе.

Куготову было присвоено звание заслуженного учителя Кабардино-Балкарской АССР.

Вскоре учителя Кабардино-Балкарии узнали о новой «дерзости» Леля. Мало того, что он взял русский в пятом классе. Пусть так, он ведет его с первого. Но Лель, представьте себе, принял в свои руки первачков. И с какой целью?

— К концу второго года обучения мои ребята будут хорошо владеть русской речью, грамотно писать и пройдут в основном программу третьего класса,— так заявил Лель Тембулатович Куготов.

В Каменномостское хлынули желающие познакомиться с Лелем и его учениками, желающие перенять опыт. Селение Каменномостское сделалось чем-то вроде маленького Липецка в горах.

Первая наша поездка в Каменномостское оказалась неудачной. Погода была скверная: туман, дождь. Даже на дорогу не хотелось смотреть. Однако самое большое разочарование ожидало нас в школе. Нам сказали, что Леля нет. Он уехал в Урожайное к Барагунову. Научный сотрудник Академии педагогических наук Барагунов ведет экспериментальный класс. Успехи у него тоже очень хорошие. Хотя методические приемы у Куготова и Барагунова различные, они часто встречаются.

В школе не оказалось ни директора, ни завуча. Учителя, находившиеся в учительской, взялись хоть чем-нибудь помочь нам. Показали классные журналы, познакомили с методическим уголком, а главное — рассказали о Леле, пополнили наши сведения о нем.

— Так работать, как Лель, не всякий сможет. У него сейчас второй класс, уроки в шестом, классное руководство. Он же завуч по начальным классам, и как и все мы, агитатор и лектор.

— Да, действительно…

— Лель, правда, не ведет во втором классе пения, рисования и физкультуры. Так что немножко его разгрузили. А вообще-то Лель не жалеет себя. С утра до позднего вечера в школе. То дополнительно с ребятами занимается, то читательскую конференцию готовит, то пионерский сбор. А планы поурочные! Вот, посмотрите.

В наших руках оказалась толстая общая тетрадь. Планы уроков в шестом классе. Наудачу открыли последние страницы. Русский язык. Тема «Простые и сложные союзы. Отличие союзов чтобы и зато от местоимений». Аккуратным почерком, подробнейшим образом на четырех страницах описан весь урок. И такими были все планы. Взять хотя бы план по литературному чтению в теме «Описание». Зафиксирован каждый вопрос к учащимся. Переписаны все отрывки из произведений Гоголя, Лермонтова и Тургенева, которые будут приведены в качестве художественных описаний. Даже по этим старательным страницам можно судить об учителе, о его подвижническом труде.

Словно прочитав наши мысли, учителя поведали нам, что написать планы для Леля еще далеко не все. Содержание планов: упражнения, слова, некоторые вопросы, примеры, задачи — он переносит на большие доски, которые использует на уроке. Иногда за вечер Лель заполняет до шести досок.

В методическом уголке наше внимание привлекли материалы, связанные с обследованием Каменномостской школы министерством просвещения Кабардино-Балкарской АССР. В частности, говорилось здесь следующее:

«Опыт работы Л. Т. Куготова вышел за пределы школы и района. Десятки учителей республики, используя метод Куготова, добиваются хороших результатов. В практике Л. Т. Куготова ценно то, что с пользой расходуется каждая минута урока. Ведется напряженная работа над серией заранее подготовленных на доске упражнений. Учащиеся 2А класса практически знают русский язык в такой степени, что на уроках учителю редко приходится прибегать к помощи родного языка, Дети получают сведения, не предусмотренные программой. Во втором классе знакомятся с морфологией, разбираются в согласовании и управлении, знают, что такое антонимы и синонимы... ».

Суховатые строки инспекторского акта. Но они звучат как легенда. Двадцать четыре «пятерки» и «четверки» из двадцати пяти! И это в классе, где нет ни одного русского ученика. Несколько лет назад такой результат восприняли бы как шутку. Никто бы не поверил этому всерьез. Разумеется, Каменномостское не какое-нибудь глухое село, в котором не услышишь русского слова. По одну сторону села — Пятигорск, по другую — Нальчик. И с тем и с другим городом село отлично связано. Но многие ли школы могут похвастаться такими успехами?

Так думали мы, покидая Каменномостское с твердым желанием еще раз побывать здесь. Еще глубже вникнуть в педагогическую лабораторию Леля. Мы не знали тогда, что впереди нас ожидают вещи еще более удивительные… 

И вот мы снова въезжаем в Каменномостское. Обычное кабардинское село. Кое-где высятся постройки современного типа — коттеджи с балконами и застекленными верандами. Большинство домов, хотя и не новы, аккуратны и добротны. Всюду невысокие ограды из плоского камня. Они-то и придают селению своеобразный горский облик. Такая же ограда окружает школу, большое одноэтажное здание со множеством пристроек.

Скоро подобные школы станут редкостью в Кабардино-Балкарии. Повсеместно встают двух- и трехэтажные красавицы со всеми удобствами. Впоследствии мы узнали, что новая школа будет построена и здесь.

Нас встречает директор школы Камбиев и завуч Мирзаканов...

Звонок! Спешим в класс. Там уже поставлены стулья. Детишки держатся отнюдь не робко. Украдкой рассматривают нас. Этакие озорные черные глазенки. А темноволосые не все. Выделяется несколько белокурых головок.

Доска уже вся исписана. Мы знаем, что это сделано Лелем заранее. Может быть, вчера вечером. А вот он и сам — Лель Куготов. Быстро входит в класс. Мимолетный и вместе с тем зоркий взгляд обегает каждого ученика.

— Здравствуйте! Садитесь. Сегодня будем читать стихи о весне. Послушайте.

Лель раскрывает сборник Некрасова.               

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!..

Отлично читает Лель! Отточенная дикция, хорошо поставленный голос. Интересно, читал бы он так же со сцены или перед микрофоном? Во всяком случае, в классе он держится с профессиональной выдержкой и достоинством, очень просто, свободно, как-то красиво. И сам он, выше среднего роста, сухощавый, с резкими чертами мужественного лица, очень красив. Не верится, что этот человек совсем по-иному проявляет свой характер вне класса, в иной обстановке.

За учителем читают ученики. Наизусть. «Веснянку» — народную песню,  «Весну» Плещеева, «Жаворонка» Жуковского, «Весну» Исаковского и еще стихотворения четыре. Учитель придирчиво следит за интонацией. Исправляет сам, просит исправить учеников.

Затем следует игра, в основу которой опять-таки положено выразительное чтение, но на этот раз отрывков прозы. Один ученик читает, а все отгадывают, откуда взят отрывок. Потом отрывки и загадки читает сам Лель. Энтузиазму ребят нет предела. Наиболее отличившихся он хвалит. И тогда в нашу сторону обращается задорное счастливое личико. Посмотрите, мол, какой я молодец!

Приходит черед и знаменитой наглядности Куготова, о которой мы уже наслышаны. Он показывает иллюстрации собственного изготовления и тотчас получает ответы— точные названия произведений:

— «Журка».

— «Малыш и Жучка».

— «Счастливый день».

— Рассказ «Лебедь, рак и щука».

Лель укоризненно качает головой. И сразу же вздымается лес рук.

— Исправь, Султан.

— Это не рассказ, а басня Ивана Андреевича Крылова!

— Молодец!

И в нашу сторону следует очередной взгляд счастливого малыша...

В напряженной, но интересной и ненадоедливой работе прошел урок чтения. На арифметике было две доски, убористо исписанные примерами и задачами. Лишь небольшая часть с краю оставалась чистой.

Нет возможности передать ход урока во всех деталях. Достаточно сказать, что за урок было решено четыре примера на нахождение остатка, четыре примера на умножение от десяти до ста, три сложных примера на все действия, два примера со скобками, пять примеров на нахождение части от дроби. Решено три задачи на вычисление периметра. В общей сложности за урок решено двадцать два примера и десять задач!

На уроке не было ненужных повторений, надоедливого разжевывания. Спрошенный ученик решал пример или задачу от начала до конца. Работал вдумчиво, комментируя решение, которое учитель тут же записывал на доске, на том самом пустом местечке, с краю.

Поразила нас активность детей, удивительный контакт учителя с классом.

— Кто хочет решать дальше?

Взлетают вверх ручонки и слышится, словно выдох:

— Я!..                                                

— Я!..

— Я!..

Нельзя было в этом «я» заподозрить нарушение дисциплины (нарушать ее просто нет времени). То был сигнал преданных сердец: спросите меня, я не подведу, я отвечу лучше всех!.. Лель мастерски управлял детскими эмоциями. Одного похвалит, другому сделает замечание, но ни одного не оставит без внимания.

Шестиклассники, народ почти взрослый, были на уроке более сдержанны. Но и они понимали учителя с полунамека. Три доски одолели за урок. Составляли предложения сложных конструкций, учились отличать союзы от местоимений, расставляли знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Учитель с мелком в руке, слушая учеников, сам вносил исправления в текст, написанный на доске.

Когда ребята уставали, проводилась работа с карточками, по хрестоматии, отгадывали загадки, составляли предложения и снова возвращались к доске.

После уроков собрались в кабинете директора. Лель присаживается на край дивана. Лицо у него бледное, усталое. Спрашиваем Леля, как понравились ему собственные уроки:

— Обыкновенные уроки. Бывают лучше. Бывают хуже.

Сразу чувствуется, что перед нами уже другой Лель, на вопросы отвечает скуповато, о себе говорить стесняется.

— Скажите, Лель Тембулатович, вы считаете метод устной работы с использованием доски основным?

— Да. Сегодня мы ничего не писали в тетрадях. Но я часто провожу уроки, когда мы все время пишем. При выводе четвертной оценки за основу беру письменные работы.

Больше вопросами не докучаем. Сами только что все видели, сами уже многое знаем о нем. Однако остается хотя и шаблонный, но очень нужный вопрос:

— Ваши планы на будущее?

— Через год закончу со своими детьми программу начальной школы, передам их предметникам, а сам поеду в аспирантуру. По методике обучения.

— Не жаль вам будет расставаться с детишками?

Жаль... Но я ведь снова вернусь к ним.

Благодарим Леля, желаем ему хорошего здоровья и успехов.

Мы уезжаем из Каменномостского, увозя в памяти облик замечательного человека, одаренного учителя, одного из лучших сынов маленького горского народа, бывшего до Октября сплошь неграмотным.

Мы едем по дороге, залитой солнцем. Совсем тепло. Горы очистились от снежной изморози, помолодели. В низинах изумрудными шелками переливается трава... Наступает весна.

                                                   В. Грудзинский

Кабардино-Балкарская АССР, п. Каменномостское

 

Зина Портнова - юный мститель Великой Отечественной войны

Среда, 08 Май 2019 23:43

       Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

       В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», а Зину избрали членом ее комитета. Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед.

       В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

       Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток.

       Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гестапо в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши.

        Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

Ошибки учителей в воспитании подростков.

Среда, 06 Сентябрь 2017 21:59

       К сожалению в школьной практике мы сталкиваемся порой с шаблонными методами воздействия педагогов: окрик, запись в дневниках, вызов родителей, "проработка" ученика на педсовете. В вопросах поощрения проявляется к тому же  непонятная скупость средств, выражающаяся лишь в словесной похвале ("молодец", "хорошо", "спасибо"). Педагогически неоправданно и то, что в число поощряемых, как правило, попадают одни и те же ученики, дети со срывами поведения нуждаются в своевременной поддержке, хотя бы в незначительном поощрении, которое может явиться стимулом к контролю над собой. И тут поощрение словом, улыбкой, похвалой, вынесение благодарности за тот или иной положительный поступок или работу, заметка в классной газете могут стать действенным средством воспитания, благотворно отразиться на дальнейшем становлении личности ученика.

       Применяя систему поощрений и наказаний учащихся, классный руководитель должен прежде всего учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. То, что приемлемо для младшего подростка, недопустимо для старшего. Если младшего подростка можно пристыдить, показать его неблаговидные поступки в присутствии коллектива, его непосредственных  друзей, то со старшим подростком лучше вести серьезный разговор о проступке наедине, осторожно и тактично обращаясь к общественному мнению. Если младшего подростка в порядке наказания можно лишить ожидаемой им радостной перспективы (например, участия в коллективном походе в кино, экскурсии), то со старшим подростком этот метод не принесет желаемых результатов, а вызовет только скептическое отношение ученика и к самому мероприятию и к воспитателю. Если для младших подростков эффективна словесная похвала учителя, признание его достоинства в присутствии класса, то старшего подростка следует чаще стимулировать доверием, поручением сложных и ответственных дел. Если многие дети по своему характеру и в силу семейного влияния восприимчивы к воспитательным воздействиям, податливы и не требуют особых усилий педагога, то у других может быть повышена сопротивляемость к воспитательным воздействиям, поэтому педагогу целесообразно применять не прямые, а косвенные, опосредованные средства воздействия, доводить до сознания ученика и всего коллектива необходимость данной меры воспитания. При этом очень важно, чтобы наказания не сказывались на общем отношении учителя к воспитаннику, который должен оставаться уверенным в доброжелательности классного руководителя.

Буллинг учителей коллегами: что делать?

Вторник, 01 Октябрь 2019 13:37

       У нас проблема с издевательствами в наших школах. И это не то, что вы думаете. Я говорю о проблеме издевательств учителя над учителем. 

       Джейн М. переехала в маленький сельский городок для своей первой преподавательской работы. «С самого начала, - говорит она, - персонал рассматривал меня как «чужую». Я намного моложе, из города и у меня нет знакомых в этом месте». Несмотря на все свои усилия, Джейн оказалась в одиночестве. Критикуемые одними учителями и игнорируемые другими, она просто не получала поддержки, в которой она нуждалась для достижения успеха.  

 

       Ларри Б. был учителем пятого класса с впечатляющим резюме. Когда он переехал в новое место, у него не было проблем с поиском должности. Оказавшись там, он обнаружил, что его преподавательская философия сильно отличается от ориентированной на оценку философии его новой школы. 

      «Моя цель номер один, - говорит он, - построение отношений со школьниками. И да, это может занять много времени в начале, но в конце я действительно верю, что это приводит к большим достижениям ». Но его коллеги не могли понять, почему Ларри потратил так много времени на ненужные на их взгляд вещи. Они критиковали его на каждом шагу и заставляли его уделять больше времени тому, что он ненавидит. Ларри подумал, сделал ли он большую ошибку.

 

      Шейла Д. была ветераном-учителем, которая оказалась в команде с двумя совершенно новыми учителями после того, как ее давние партнеры по обучению ушли на пенсию. Несмотря на то, что Шейла был одаренным педагогом, она много лет делала то же самое и не была большой поклонницей технологий. Ее новые коллеги были очень технически подкованы и полны новых (и, по их мнению, лучших) идей о том, как следует преподавать их учебную программу. 

      Хотя их идеи вывели ее из собственной зоны комфорта и она пыталась быть членом коллективной команды, но на каждом собрании команды ей приходилось конфликтовать с новыми ее товарищами по команде (и их численностью!). Разочарованная всеми изменениями и смущенная тем, что она не могла идти в ногу, она задавалась вопросом, пришло ли время уйти в отставку, как ее друзьям.  

 Буллинг учителя  проблема серьезнее, чем вы думаете.

       Согласно одной из недавних статей, 46%  американских учителей признают, что на работе над ними издевались. Кроме того, 89% признаются, что были свидетелями издевательств учителя-над-учителем в своей школе. 

      Важно отметить, что, как и в случае со школьниками, издевательства над коллегами отличаются от обычных конфликтов. Чтобы поведение было идентифицировано как "буллинг", оно должно быть оскорбительным, периодичным. Травля со стороны коллег может быть словесная или физическая. И это происходит очень часто в наших школах и остается незаметным. 

       Так что вы можете сделать, если вы стали жертвой издевательств учитель-над-учителем?

        Травля может нанести тяжелый урон уверенности и моральному духу учителей. Критика и микроуправление  это стресс. Игнорирование и исключение приводит к ощущению мучительной изоляции. Легко понять, почему многие учителя, над которыми издеваются, уходят. Но так не должно быть. Хорошей новостью является то, что есть несколько различных стратегий, которые вы можете использовать, чтобы справиться с хулиганским поведением, в зависимости от вашей ситуации и вашей личности: 

Сохранять спокойствие.

Плохое отношение со стороны коллег так несовместимо с работой, которую мы выполняем в качестве учителей: мы вкладываем наши сердца и души в заботу и поддержку наших учеников. Легко воспринимать это лично и реагировать эмоционально. Не позволяй этому поглотить тебя. Сосредоточьтесь на своих учениках и своей работе и постарайтесь дать ей как можно больше сил. 

Не занимайся этим

Как говорится, не корми зверя. Старайтесь изо всех сил не участвовать, когда сталкиваетесь с буллинг-поведением  по крайней мере, не сразу. Как бы заманчиво это ни было, оглянуться назад, сохранить свой профессионализм и отказаться от триггера. В большинстве случаев все, что хочет хулиган  это реакция. Не давай им удовлетворения. 

Дистанцируйся

По возможности ограничивайте свое взаимодействие с хулиганом. Если вы находитесь в комитете с этим человеком, попросите переназначить его. На встречах с коллегами или собраниях старайтесь располагаться в максимальном отдалении и вне поля видимости буллингмейкера. 

Стань любопытным.

Попытайтесь провести диалог, чтобы разобраться в причинах травли. Задавайте вопросы и слушайте внимательно, когда ваш противник отвечает. Вам не нужно соглашаться с тем, что они говорят, и вы можете даже не понимать, откуда берутся его выводы. И, скорее всего, это не изменит того, что происходит. В конце концов, для хулигана это всего лишь игра. Но, по крайней мере, вы можете быть уверены, что вы приложили усилия и поступили профессионально. 

Усильте свои коммуникативные навыки.

Часто хулиганы являются мастерами пассивно-агрессивного поведения. Изучите навыки общения, которые помогут вам эффективно управлять этим поведением.

Документ.

Этот момент имеет решающее значение. Как только вы нарисуете шаблон поведения хулигана, важно задокументировать каждый инцидент. Делайте заметки на каждую неудобную ситуацию и сохраняйте каждое электронное письмо, отмечая места и время. Опишите ситуацию и перечислите присутствующих свидетелей. Если придет время принять меры против хулигана учителя, чем больше у вас документации, тем сильнее будет ваше дело. 

Свяжитесь с вашим профсоюзом.

Если вы являетесь членом профсоюза, обратитесь к своему представителю. Спросите о преследованиях и издевательствах в вашем районе. Даже если вы не готовы принять меры, они могут предоставить вам ценные ресурсы. 

График противостояния.

Большинство из нас стараются изо всех сил избегать конфликтов, но может наступить время, когда необходима прямая конфронтация. Ключ должен сделать это так, чтобы это работало. Если вы не чувствуете себя в достаточной безопасности, чтобы поговорить с человеком, который вас обидел один, попросите второго человека (в идеале авторитетную фигуру) присутствовать. Подробно опишите оскорбительное поведение и попросите их немедленно прекратить. Дайте понять, что вы подадите официальную жалобу, если их поведение не изменится. В общем, хулиганы не ожидают конфронтации, и большинство из них отступят на этом этапе. 

Подайте официальную жалобу.

Наконец, если издевательства продолжаются, подайте официальную жалобу в ваш школьный округ. Надеемся, что лидеры примут меры для разрешения ситуации, хотя, как только она попадет на районный уровень, это не в ваших руках. Заполнение официальной жалобы, по крайней мере, даст вам уверенность в том, что вы заступились за себя и сделали все, что в ваших силах, чтобы остановить хулиганское поведение.

 

После всего этого…

... сделать приоритетом  оставаться здоровым. Приложите дополнительные усилия к практике самообслуживания. Окружите себя поддерживающими вас друзьями и семьей. Когда вы не на работе, не усердствуйте в этой ситуации. Наполните себя реальной жизнью. В школе сосредоточьтесь на своих учениках и очень важной работе, которую вы делаете.

Быть жертвой хулигана-учителя - это ужасный опыт, но его можно пережить. Вы можете не выйти из этого невредимым, но, взяв курс, который лучше всего работает для вас, вы, несомненно, станете сильнее и мудрее.

 

Предотвращение самоубийств среди молодежи: факты и советы

1. Самоубийство среди молодежи-это серьезная проблема. Самоубийство является одной из…
Изображение по умолчанию

Типы учеников: от клоунов до самоучек

Есть что-то настолько универсальное в школьниках - вы можете найти эти 13 типов учеников…
Изображение по умолчанию

Типы учеников: незаинтересованные.

Учеников, незаинтересованных в предмете, можно разделить на три категории. Первая - это…

Буллинг учителей коллегами: что делать?

У нас проблема с издевательствами в наших школах. И это не то, что вы думаете. Я говорю…

Константин Дмитриевич Ушинский

Родился Константин Дмитриевич Ушинский в Туле в семье отставного офицера,…

Куготов Лель Тембулатович.

Очерки о народных учителя СССР. Куготов Лель Тембулатович - педагог-новатор, заслуженный…

Зина Портнова - юный мститель Великой Отечественной войны

Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала…

Здравствуйте, я ваш ЕГЭ!

Француз по национальности, единый государственный экзамен, настолько вжился в роль…

В память о герое: акция #КтоТакойКарбышев

Артековцы решили напомнить современникам кто же такой генерал Карбышев. Детский лагерь…

39 школ блокадного Ленинграда

Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты…
Изображение по умолчанию

Стресс у подростка: причины, признаки, методы борьбы.

Становясь взрослыми, мы забываем, как справлялись с подростковыми проблемами: меняющееся…

Игорь Павлович Волков

Волков Игорь Павлович (1927-1999) - педагог-новатор, учитель черчения и рисования,…

Субботина Зинаида Алексеевна

Зинаида Алексеевна Субботина - учитель географии, педагог-новатор, заслуженный учитель…

Gap year: лекарство от необдуманных решений.

Gap year - это перерыв, который берут выпускники школ перед поступлением в высшее…
Изображение по умолчанию

О чем мечтают и чем занимаются анталийские школьники, о ностальгии по родине, о Путине и Эрдогане и не только!

Если вы вдруг решите, как многие наши соотечественники, переехать на ПМЖ в Анталью, то…

Лучшие фильмы про школу, подростков и любовь.

Наши Топ-5 интересных фильмов про школу и любовь. Детские переживания всегда яркие и…
Изображение по умолчанию

Стоит ли ученикам давать самим разрабатывать учебные программы?

Ключевой товар в образовании - это знания. Именно по этой причине мы строили здания,…
Саша Филиппов

Как Саша Школьник перехитрил немцев - юный герой Великой Отечественной войны.

Одна из общеобразовательных школ Сталинграда и улица в соседнем Волгограде носят имя…

3 типа непреднамеренного обучения.

Прошлым летом у меня на заднем дворе был невероятно продуктивный сад. Я заботился о…

Даниил Нечаев - тот самый золотоносный лесник с Коста-Рики.

Наш герой - ДАНИИЛ НЕЧАЕВ - ученик Санкт-Петербургского губернаторского…

Как правильно задавать вопросы ученикам: избавляемся от бесполезных привычек.

Вы когда-нибудь думали о том, насколько глупыми могут быть наши учителя? Когда мы…

Основана в Нальчике школа...

Просветитель Кази Мусарбиевич Атажукин сыграл значительную роль в культурной и…

12 советов учителю от Мери Поппинс

Сейчас можно легко и быстро менять стратегии и методы управления в классе. Сегодня мы…
Изображение по умолчанию

4 способа активации внимания учеников.

Ученики часто обманываются отвлекающими факторами во время обучения, и задача состоит в…
Изображение по умолчанию

Ошибки учителей в воспитании подростков.

К сожалению в школьной практике мы сталкиваемся порой с шаблонными методами воздействия…

Широкое поле деятельности: как воспитывали Никитины

Опыт воспитания в семье Никитиных. "Но чем старше становится ребенок, тем менее его…

Хасан Нальгиев: "Увлекся и не заметил, что я "очутился" на той самой войне..."

Беседуем с одним из финалистов всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика",…
Изображение по умолчанию

8 привычек счастливых учителей

Иногда мы должны фальсифицировать счастье, пока оно не станет реальностью. Если мы хотим…

Как не воспитать расиста.

Когда моей дочери было три года, я научил ее слову «стереотип». Тогда она только начинала…

7 вопросов Илье Раевскому!

1. Илья, расскажи, пожалуйста, как ты проводишь свой день? Современные дети перегружены…
Изображение по умолчанию

Несуразные дети

Его называли «Приступ». Однажды, ожидая школьный автобус, он упал в обморок, а на земле,…

Эпоха "Fake news": как научить детей не поддаваться влиянию лжи в интернете.

Когда ученики изучают темы исследований и текущие события, они также должны узнать, как…

"Что было сегодня в школе?»

Почему так трудно говорить о школе? Родители часто раздражаются односложными ответами…

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской…

Виктор Фёдорович Шаталов

Виктор Фёдорович Шаталов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный…

Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили (1931) - советский, грузинский и российский педагог и…

Михаил Петрович Щетинин

Михаил Петрович Щетинин (1944) - советский и российский педагог, член Российской академии…

Геннадий Никандрович Волков

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук,…
Изображение по умолчанию

Масаева Лидия Каншаубиевна

Масаева Лидия Каншаубиевна, «Заслуженный учитель» КБР, учитель биологии МКОУ СОШ№1 г. п.…