Вторник, 14 Март 2017 15:39

Кавказ: становление педагогического образования

     Исторический опыт показывает, что чем демократичнее общество, тем большее место занимает учитель в общественной жизни. И потому крупнейшие западные и российские мыслители, и педагоги прошлого обращались к проблеме педагога. Они прекрасно понимали высокое общественное назначение учителя и требовали для него должного морально-правового и материального положения.

     Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом. Его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Труды Ушинского представляют новый этап в педагогической культуре народов России и всего мира.

     Другой видный российский педагог и продолжатель идей К.Ушинского Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) теоретически и практически претворил в жизнь идеи К.Ушинского по поводу педагогов и их образования. Он читал курс педагогики в возглавляемой им Тифлисской женской гимназии. Здесь же он создал школу, где ученицы специальных классов проходили педагогическую практику, и открыл пансион для горцев-гимназистов. Подчеркивая широкомасштабный характер его деятельности на Кавказе, педагог Д.Д. Семенов писал, что она была очень «разнообразной, поучительной и плодотворной, где бы ни появлялся Л. Модзалевский, всюду он вносил живую педагогическую струю».

     Став окружным инспектором Кавказского учебного округа в 1877 году, Л. Модзалевский развернул здесь активную деятельность по развитию школ. Много внимания педагог уделял совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе. Он автор многих программ по русскому языку и словесности, в которых, исходя из особенностей жизни кавказских народов, давал учителю практические советы, помогающие лучше осваивать учебный материал.Качество работы школы Л. Модзалевский ставил в прямую зависимость от условий профессиональной подготовки учителя. Чтобы подготовить учителей, он предлагал включить в учебные планы педагогических учебных заведений Кавказа русский, армянский, грузинский, осетинский, черкесский языки, арифметику, географические сведения о государствах, городах и народах, также историю, естествознание и другие дисциплины. Главная задача педагогических учебных заведений Кавказа заключалась, по мнению Л. Модзалевского, в подготовке тех учителей, в которых нуждались многочисленные кавказские народы.Проблема подготовки учительских кадров для школ Кавказа решалась через Тифлисский учительский институт, открытый в 1872 году, а также Кубанскую учительскую семинарию, учрежденную в 1871 году. Несколько раньше эта проблема отчасти решалась и педагогическими курсами при горских школах Северного Кавказа, и Закавказской учительской школой, учрежденной в 1866 году.

     В разное время в этих учебных заведениях учились представители разных национальностей, успешно трудившиеся по выходе из них на поприще просвещения горских народов Кавказа. С этой целью он предлагал педагогам знакомить горцев с произведениями классиков русской литературы.

     Таким образом, мы видим, что известные российские педагоги-мыслители придавали огромное значение роли учителя, его подготовки и назначению в обществе. Их идеи не только не устаревают, а наоборот, становятся все более актуальными. И потому творческое использование наследия выдающихся педагогов-новаторов может и должно сыграть свою роль в решении проблем обучения в современной школе. Ибо оно позволяет педагогическому коллективу успешно выполнять задачу подготовки учителей.

     История подготовки народных учителей в России начинается по сути дела лишь с шестидесятых годов XIX века, после отмены крепостного права. В связи с освобождением крестьян Россия особенно нуждалась в большом количестве школ, но еще большая потребность возникала в учительских кадрах.

     Острота проблемы особенно чувствовалась на Кавказе, где наблюдалась почти поголовная неграмотность населения. Вхождение Северного Кавказа в состав России создало объективные условия для развития народного образования. Умиротворение кавказских народов шло не только с помощью оружия и жесткими колониальными методами, но и с помощью школьной просветительской политики. Этот момент подтверждает высказывание великого князя Михаила Николаевича, наместника Кавказа: "Независимо от неоспоримой важности, которую оно имеет по влиянию его на нравственное и духовное благосостояние края, народное образование является в здешнем крае, составленном из столь различных элементов народонаселения и вероисповедания, одним из самых действительных орудий для постепенного, хотя и медленного, но единственно верного устранения национальных и религиозных разнообразностей, и для слияния разновременно присоединенного к империи края, с общим государственным строем"

     Первый опыт использования просвещения для установления контактов с горцами был приобретен российскими миссионерами в Осетии еще при Екатерине. С этой целью еще в 1745 году была образована «Осетинская духовная комиссия» из лиц грузинского происхождения, хорошо владевших осетинским языком. Возглавлял её архимандрит Пахомий. Комиссия была на службе у православной церкви и выполняла миссионерские функции на Кавказе и в Осетии. Она распространяла среди горцев христианство. Деятельность «Осетинской духовной комиссии» была прервана в 1792 году, и затем продолжена с 1814 по 1860 годы, т.е. до того периода, когда образовалось «Общество восстановления православного христианства на Кавказе» 

     Школы, открываемые «Осетинской духовной комиссией» и «Обществом» были одноклассными, двухклассными, трехклассными, мужскими, женскими, а также воскресными и вечерними для взрослых. Важной стороной деятельности «Общества» было создание при школах приютов и организаций трудового воспитания детей на базе ремесленных мастерских и сельскохозяйственного труда на пришкольных земельных участках. «Общество» открывало и специальные средние учебные заведения для подготовки пастырей и школьных учителей.

     С этой целью им были учреждены: в 1866 году Александровская учительская школа в Тифлисе, преобразованная в 1872 году в учительский институт; Владикавказское духовное училище – в 1887 году, преобразованное в 1895 году в миссионерскую духовную семинарию.

     Как видим, в результате последовательно проводимой политики умиротворения и подчинения народов Кавказа к концу XIX века цель, поставленная перед школой, несколько конкретизировалась. Однако, делая ставку на школу в идеологизации жизни северокавказских народов, правительство допускало её развитие в тех формах и масштабах, которые отвечали бы их интересам в школьной политике.

     Таким образом, многолетняя научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции по решению кадрового вопроса для национальных школ оказалась весьма плодотворной. В истории школы и педагогической мысли народов Кавказа они оставили глубокий след как прогрессивные ученые, талантливые организаторы народного образования, много сделавшие для осуществления идей прогрессивной русской педагогики.

Источник: https://infourok.ru/

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all