Понедельник, 07 Январь 2019 19:43

Игорь Павлович Волков


Волков Игорь Павлович (1927-1999) - педагог-новатор, учитель черчения и рисования, кандидат педагогических наук (1983), заслуженный учитель школы РСФСР (1982).

      Главная новаторская идея Волкова — создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.

      Это учитель-новатор из г. Реутов Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. 

       Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. 

       Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! 

       Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества.

       Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков Волков взял следующие:


1. знания как фундамент творчества


2. строгий отбор учебного материала


3. многократность повторения


4. разностороннее развитие ученика


5. формирование устойчивого интереса к ребенку


6. обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого


7. контроль учителя за работой ученика


8. индивидуальный подход


Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

       Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

       Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. Волков их определяет так.       

 

1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).

 

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

 

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

 

      За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке».      Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.       В целом система Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

Предотвращение самоубийств среди молодежи: факты и советы

1. Самоубийство среди молодежи-это серьезная проблема. Самоубийство является одной из…
Изображение по умолчанию

Типы учеников: от клоунов до самоучек

Есть что-то настолько универсальное в школьниках - вы можете найти эти 13 типов учеников…
Изображение по умолчанию

Типы учеников: незаинтересованные.

Учеников, незаинтересованных в предмете, можно разделить на три категории. Первая - это…

Буллинг учителей коллегами: что делать?

У нас проблема с издевательствами в наших школах. И это не то, что вы думаете. Я говорю…

Константин Дмитриевич Ушинский

Родился Константин Дмитриевич Ушинский в Туле в семье отставного офицера,…

Куготов Лель Тембулатович.

Очерки о народных учителя СССР. Куготов Лель Тембулатович - педагог-новатор, заслуженный…

Зина Портнова - юный мститель Великой Отечественной войны

Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала…

Здравствуйте, я ваш ЕГЭ!

Француз по национальности, единый государственный экзамен, настолько вжился в роль…

В память о герое: акция #КтоТакойКарбышев

Артековцы решили напомнить современникам кто же такой генерал Карбышев. Детский лагерь…

39 школ блокадного Ленинграда

Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты…
Изображение по умолчанию

Стресс у подростка: причины, признаки, методы борьбы.

Становясь взрослыми, мы забываем, как справлялись с подростковыми проблемами: меняющееся…

Субботина Зинаида Алексеевна

Зинаида Алексеевна Субботина - учитель географии, педагог-новатор, заслуженный учитель…

Gap year: лекарство от необдуманных решений.

Gap year - это перерыв, который берут выпускники школ перед поступлением в высшее…
Изображение по умолчанию

О чем мечтают и чем занимаются анталийские школьники, о ностальгии по родине, о Путине и Эрдогане и не только!

Если вы вдруг решите, как многие наши соотечественники, переехать на ПМЖ в Анталью, то…

Лучшие фильмы про школу, подростков и любовь.

Наши Топ-5 интересных фильмов про школу и любовь. Детские переживания всегда яркие и…
Изображение по умолчанию

Стоит ли ученикам давать самим разрабатывать учебные программы?

Ключевой товар в образовании - это знания. Именно по этой причине мы строили здания,…
Саша Филиппов

Как Саша Школьник перехитрил немцев - юный герой Великой Отечественной войны.

Одна из общеобразовательных школ Сталинграда и улица в соседнем Волгограде носят имя…

3 типа непреднамеренного обучения.

Прошлым летом у меня на заднем дворе был невероятно продуктивный сад. Я заботился о…

Даниил Нечаев - тот самый золотоносный лесник с Коста-Рики.

Наш герой - ДАНИИЛ НЕЧАЕВ - ученик Санкт-Петербургского губернаторского…

Как правильно задавать вопросы ученикам: избавляемся от бесполезных привычек.

Вы когда-нибудь думали о том, насколько глупыми могут быть наши учителя? Когда мы…

Основана в Нальчике школа...

Просветитель Кази Мусарбиевич Атажукин сыграл значительную роль в культурной и…

12 советов учителю от Мери Поппинс

Сейчас можно легко и быстро менять стратегии и методы управления в классе. Сегодня мы…
Изображение по умолчанию

4 способа активации внимания учеников.

Ученики часто обманываются отвлекающими факторами во время обучения, и задача состоит в…
Изображение по умолчанию

Ошибки учителей в воспитании подростков.

К сожалению в школьной практике мы сталкиваемся порой с шаблонными методами воздействия…

Широкое поле деятельности: как воспитывали Никитины

Опыт воспитания в семье Никитиных. "Но чем старше становится ребенок, тем менее его…

Хасан Нальгиев: "Увлекся и не заметил, что я "очутился" на той самой войне..."

Беседуем с одним из финалистов всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика",…
Изображение по умолчанию

8 привычек счастливых учителей

Иногда мы должны фальсифицировать счастье, пока оно не станет реальностью. Если мы хотим…

Как не воспитать расиста.

Когда моей дочери было три года, я научил ее слову «стереотип». Тогда она только начинала…

7 вопросов Илье Раевскому!

1. Илья, расскажи, пожалуйста, как ты проводишь свой день? Современные дети перегружены…
Изображение по умолчанию

Несуразные дети

Его называли «Приступ». Однажды, ожидая школьный автобус, он упал в обморок, а на земле,…

Эпоха "Fake news": как научить детей не поддаваться влиянию лжи в интернете.

Когда ученики изучают темы исследований и текущие события, они также должны узнать, как…

"Что было сегодня в школе?»

Почему так трудно говорить о школе? Родители часто раздражаются односложными ответами…

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской…

Виктор Фёдорович Шаталов

Виктор Фёдорович Шаталов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный…

Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили (1931) - советский, грузинский и российский педагог и…

Михаил Петрович Щетинин

Михаил Петрович Щетинин (1944) - советский и российский педагог, член Российской академии…

Геннадий Никандрович Волков

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук,…
Изображение по умолчанию

Масаева Лидия Каншаубиевна

Масаева Лидия Каншаубиевна, «Заслуженный учитель» КБР, учитель биологии МКОУ СОШ№1 г. п.…