Понедельник, 06 Март 2017 18:17

Шалва Александрович Амонашвили


Шалва Александрович Амонашвили (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки:


Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.


Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.


Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.


Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.


Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность


Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»

 

Основные методические подходы:

  • Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
  • Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
  • Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
  • Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

 

Биография

       Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

       Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

       Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

       Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

      В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

      Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную "Антологию гуманной педагогики". Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

 

Философия Гуманной Педагогики.

      Научное направление философской системы Амоношвили «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» хотя и было апробировано еще в 60-70 годах прошлого столетия, но именно в настоящее время оно получило огромную популярность среди учителей, воспитателей, родителей, среди ученых и студентов педагогических вузов. Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея: надо знать, что такое человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании.

 

Амонашвили предлагает три постулата:

 

  1. Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно. Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.

  2. У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.

  3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.

 

Гуманно-личностный подход к детям осуществляется также на осознании целостности природы ребенка и на понимании того, что в природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:

  • страсть к развитию
  • страсть к взрослению
  • страсть к свободе.

      Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.

 

      Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то, каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен «мудрый взрослый», создающий такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого, взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом из них личность, проявлять доверие, поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной педагогике педагог стремится создать такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще ребенок. Такой подход к образовательному процессу требует от педагога не только высокого профессионализма, но даже, в какой-то степени актерского мастерства. Ибо такой педагогический процесс уже сродни искусству, в котором учитель так играет свою роль, что дети чувствуют себя взрослыми.

 

       Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке – это страсть к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым, и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние ребенок – взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает – это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей несвободы. Шалва Александрович предлагает рассмотреть ситуацию на примере ролевой игры. Если ребенок по собственной воле включается в игру, то он при этом соглашается с условиями и правилами данной игры и должен будет им подчиняться. И он подчиняется, так как внутренне готов к «свободной несвободе». Это очень важный аспект. С одной стороны, принуждение не исчезает в гуманной педагогике, так как от прихотей ребенка не может зависеть ни содержание образования, не методы, ни порядок в школе. Но, с другой стороны, в гуманной педагогике оно детьми не ощущается, так как создаются условия для чувства свободного выбора, как при принятии ребенком условий ролевой игры. Конечно, создание таких условий уже целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и взаимные обязанности.

Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:

  • погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;

  • направим его взор на свой внутренний, духовный мир;

  • пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;

  • разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;

  • возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность».  

Структура уроков.

      Амоношвили рекомендовал учителям также структурные схемы уроков. Схемы по тому или другому предмету имели свои особенности. Своеобразными были и уроки по обуче­нию грамоте, по чтению и письму. Однако все они включали в себя те компоненты, которые исходили из общего направ­ления экспериментального обучения на содержательно-оценочной основе. Такими общими компонентами были:

1) постановка перед учащимися учебно-познаватель­ных задач урока, т. е. возбуждение у школьников интереса и мотивов к самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности, к знаниям (этот компонент обычно предварял последующий ход урока);

2) организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала, развития у них умений и формирования навыков (этот компонент основной в структуре урока; от разнообразия дидактических целей и задач, составляющих суть этого компонента, зависит и многоплановость урока в целом);

3) содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся, носящая индивидуальный и коллективный характер и сопровождающая процесс разрешения учебно-познавательной задачи;

4) подведение итогов урока в соответствии с постав­ленными учебно-познавательными задачами, выдвижение школьниками задач по совершенствованию собственных знаний, умений и навыков.

 

       Таким образом, концепция А.Ш. Амонашвили, поднимая на щит высокие идеалы и любовь к ребёнку, является светочем для современных педагогов, в ней мы можем черпать вдохновение и свежие идеи для своей деятельности.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего "момента истины", ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики. » (Амонашвили Ш.А.)

Основные труды Амонашвили.

  • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
  • Амонашвили Ш. А. Созидая человека. — М., 1982.
  • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. — М., 1983.
  • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986
  • Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987
  • Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984
  • Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986
  • Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
  • Амонашвили Ш. А. Школа Жизни.- М.,1996.
  • Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2003.
  • Амонашвили Ш. А. Вера и любовь.- М., 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Исповедь отца сыну.- М.,2009.
  • Амонашвили Ш. А. Письма к дочери
  • Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании
  • Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.
  • Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём?
  • Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.
  • Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа.- М.,2003.
  • Амонашвили Ш. А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.
  • Амонашвили Ш. А. Рука водящая. — Артемовск, 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.
  • Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
  • Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2010.
  • Амонашвили Ш. А. Песнь Великой Любви. Саломея. Воин света. — М.: Амрита-Русь 2017. ISBN 978-5-00053-952-1
  • Амонашвили Ш. А. Песнь Великой Любви. Воин света. Тысячу лет спустя. — М.: Свет 2018. ISBN 978-5-413-01751-7

Педагогика. Лучшие учителя. Опыт педагогов. Методики. Истории учителей.

  • All
  • воспитание
  • исследования
  • истории
  • легенды
  • педагогика
  • подростки
  • По дате
  • По алфавиту
  • Date
  • Random
  • 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    • педагогика
  • 1.Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее
    • педагогика
  • Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельнос­ти. Она должна быть выразительной, демонстрировать
    • педагогика
  • Как мы можем изменить поведение издевательств с помощью раннего вмешательства. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Исследования показывают прямую корреляцию между частыми издевательствами в
    • воспитание
    • исследования
  • ... и почему противоядием является не наказание, а настоящая независимость. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Бунт в раннем подростковом возрасте предполагает сопротивление родительской власти.
    • воспитание
    • подростки
  • Уклонение от общения и взаимодействия со сверстниками может ограничить социальный рост. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Поскольку это может ограничить рост подростков, на
    • воспитание
    • подростки
  • Полезная родительская мантра для любого родителя подростков. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ Ваши подростки не ненавидят вас. На самом деле, они хотят быть
    • воспитание
    • подростки
  • Оптимизм - это позитивный настрой, который может помочь нам прожить более долгую и здоровую жизнь. Вот как научить детей оптимизму. Оптимизм
    • воспитание
  • 8 августа 1956 года застенчивый и худой 15-летний мальчик прибыл в Сантос; менее чем через два года Пеле выиграл первый
    • истории
  • Новое исследование, опубликованное в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, изучало последствия практики йоги и осознанности для психического здоровья
    • воспитание
    • исследования
  • Студия Ghibli известна своей захватывающей анимацией и рассказыванием историй с момента основания студии режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахатой и
    • исследования
  • Качественные изменения, которые претерпевает ОДАРЕННОСТЬ в ходе своего развития, можно лучше всего себе представить, сравнивая самые примитивные формы ее проявления
    • исследования
  • Зависимость одаренности от возраста влечет за собою то, что тот или иной задаток шаг за шагом развертывается в ряд потенций,
  • Количественная оценка одаренности может производиться в двояком смысле, — смотря по тому, понимается ли одаренность как способность или как умение (Fertigkeit).
    • исследования
  • Понятия «общей одаренности» и «единства» функций одаренности, о которых мы говорили выше, вовсе не означают однообразия; напротив, один человек может
  • Мы определили одаренность, как присущее человеку предрасположение, и, следовательно, все определения, которые психология персонализма пытается дать предрасположению — действительны и для
    • исследования
  • Новая психология, начавшая с изучения чувственных восприятий, затем перешедшая к представлениям и эмоциям, — за последние 20 лет обратилась к изучению
    • исследования
  • Важнейшее значение для эффективной деятельности педагога имеют его педагогические способности - качества личности, выражающиеся в склонности к работе с детьми. Выделяют
    • педагогика
  • Педагогическая деятельность представляет собой определенную структуру. Ее компонентами являются: гностический компонент (от греч. гнозис—познание), относящийся к сфере знаний педагога. Это
    • педагогика
  • Роль педагога в развитии общества исключительно важна. Он является своего рода преемственным звеном между прошлым и будущим, передавая опыт исторического
    • педагогика
  • Количественные методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между
    • педагогика
  • Важнейшую роль в педагогическом исследовании играют теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. К методам
    • педагогика
  • В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее
    • педагогика
  • Всякое педагогическое исследование, независимо от его масштабов и направленности, подчинено единой логике, имеет общую структуру, этапы осуществления. Структура исследования может
    • педагогика
  • Исследование в области педагогики (педагогическое исследование) - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования,
    • педагогика
  • За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на формирование специальных умений в осуществлении научного исследования. Оно должно
    • педагогика
  • Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения
    • педагогика
  • В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и
    • педагогика
  • Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений. Они в свою очередь являются результатом активно осуществляющихся
    • педагогика
  • Процесс формирования личности включает в себя ее подготовку к жизни в обществе, «вхождение» в социальную среду. Это означает, что личность
    • педагогика
Загрузить ЕЩЕ load all